Your cart is currently empty!
Согласно решению Министерства образования, с 2 апреля 2023 года обязательными являются адаптированные федеральные образовательные программы для начальной и основной школы, ориентированные на обучение учащихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Использование этих программ обязательно при реализации аккредитованных учебных планов наравне с другими федеральными образовательными программами.
Адаптированные федеральные образовательные программы начального общего образования для учащихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) являются обязательной составляющей реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
ФГОС ОВЗ начального общего образования предоставляет несколько вариантов адаптированных образовательных программ для восьми категорий детей с ОВЗ
- Для глухих учащихся разработаны четыре варианта программы (1.1–1.4).
- Для слабослышащих и позднооглохших – три варианта (2.1–2.3).
- Для слепых – четыре варианта (3.1–3.4).
- Для слабовидящих – три варианта (4.1–4.3).
- Для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – два варианта (5.1, 5.2).
- Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – четыре варианта (6.1–6.4).
- Для учащихся с задержкой психического развития – два варианта (7.1, 7.2).
- Для учащихся с расстройствами аутистического спектра – четыре варианта (8.1–8.4).
Каждый вариант адаптированной образовательной программы начального общего образования для учащихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Программы обучения ОВЗ НОО включают документы
- Федеральный учебный план для детей с овз.
- Федеральный календарный учебный график.
- Федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов дисциплин и других компонентов.
- Федеральную рабочую программу воспитания.
- Федеральный календарный план воспитательной работы.
Этот учебно-методический документ определяет основной объем и содержание образования на уровне начального общего образования, а также описывает результаты обучения, которые необходимо достигнуть.
В случае, если учащийся имеет особые образовательные потребности (ОВЗ), помимо Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, также может быть разработана индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), которая учитывает специальные условия обучения и психолого-педагогическую помощь.
Формирование ФАОП для детей с ОВЗ играет фундаментальную роль в их образовательном процессе.
Воздействие ФАОП НОО на образование детей с ОВЗ
- Индивидуальный подход: ФАОП позволяет создавать образовательную среду, адаптированную под уникальные потребности каждого ребенка с ОВЗ. Это способствует более эффективному обучению, учитывая их уровень умственного и физического развития.
- Улучшенная доступность: ФАОП включает различные методы обучения и оценки знаний, что помогает детям с ОВЗ лучше усваивать материал. Это также включает использование альтернативных коммуникационных методов и средств для тех, кто имеет ограниченные коммуникационные способности.
- Специализированные ресурсы: В рамках ФАОП могут быть предоставлены дополнительные материалы, оборудование и технические средства, которые облегчают обучение детей с ОВЗ. Это включает использование технологий, специализированных пособий и помощь ассистентов.
- Социальная интеграция: ФАОП способствует созданию условий для включения детей с ОВЗ в общественную среду, содействуя укреплению их социальной адаптации и развитию социальных навыков.
- Развитие потенциала: ФАОП помогает выявлять таланты и способности детей с ОВЗ, которые могли бы остаться нераскрытыми в обычной образовательной среде.
- Сотрудничество: ФАОП предполагает активное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей для достижения лучших результатов в образовании детей с ОВЗ.
- Повышение самооценки: Подход, ориентированный на индивидуальные потребности, может помочь детям с ОВЗ развивать уверенность в себе и улучшать их самооценку.
Таким образом, ФАОП является необходимым элементом в образовании детей с ОВЗ, обеспечивая им равные возможности для получения качественного образования, развития и успешной интеграции в общество.
В помощь педагогам подготовили готовые материалы и шаблоны по ФАОП